- ОБОЛОЧКА судовая
- искривленный тонкий (толщиной обычно в 20 раз меньше остальных размеров и радиусов кривизны) элемент конструкций корпуса судна, например, обшивка прочного и легкого корпусов подв. аппарата, судовой цистерны, гибкое ограждение СВП и т. п. Оболочки обычно имеют форму цилиндра, конуса, сферы, тора и их сочетаний. Разность давлений в разделяемых оболочкой средах вызывает в ее поперечных сечениях напряжения, часть которых, линейно изменяющаяся по толщине, называется изгибными напряжениями, а часть, постоянная по толщине,— цепными напряжениями. В хорошо сконструированных оболочках изгибные напряжения равны нулю или весьма малы. Такое состояние оболочки называется безмоментным. Если же изгибные напряжения больше цепных — напряженное состояние моментное. Осн. трудность конструирования оболочки с безмоментным напряженным состоянием — необходимость обеспечения ее устойчивости, зависящей от неизбежной при постройке начальной погиби оболочки Устойчивость оболочки существенно повышается подкреплением ее ребрами жесткости, например, подкрепление шпангоутами корпуса подводного аппарата. Ребра жесткости искажают безмоментное напряженное состояние гладкой оболочки, вызывая изгибные напряжения. Поэтому напряженное состояние подкрепленной оболочки— смешанное. В мягких оболочках (гибкое ограждение СВП, мягкие защитные оболочки радиолокационных антенн, эластичные емкости для жидких и сыпучих грузов и т. п.), изготовляемых из тканей, полотнищ резины, полимерных пленок и т. п., любая нагрузка вызывает безмоментное напряженное состояние из-за их исчезающе малой жесткости при изгибе. Мягкая оболочка при сжимающих напряжениях любой величины теряет устойчивость, вследствие чего на ней возникают складки.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.